Славянский форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Славянский форум » Культура и искусство » Славянская мифология


Славянская мифология

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

В наше время никто уже и не помнит веру наших предков, ту удивительную веру, которая была заменена христианством.

Вся сложность в изучении славянской мифологии заключается в том, что тексты мифов и сказаний не дошли до наших дней, т.к. в те далекие времена, когда эти самые мифы создавались, славяне ещё не знали письменности. Например, в той же мифологии Древней Греции огромное количество литературных источников про мифических героев и события ( взять хотя бы бесчисленные сказания о подвигах Геракла, Персея, легендарного воина Ахилла, подробные описания богов Олимпа).   В V-VIIвеках славяне расселились на территории Восточной и Центральной Европы. Земли наших предков простирались от Эльбы до Волги и от Балканского полуострова до южных берегов Балтийского моря. Со временем славяне разделились на три ветви славянских народов – южных, западных и восточных. Южные славяне, сегодня представленные в основном жителями Балканского полуострова – это болгары, сербы, хорваты, боснийцы. Западные славяне – чехи, поляки. Ну и собственно восточные славяне это русские, украинцы, белорусы. Однако, несмотря на разделение славян, их мифология сохранила единые и легко узнаваемые особенности и характерные черты, общие для всех трёх групп народов. Например, у всех славян есть миф о битве бога-громовержца со Змеем, воплощением зла. Или, как ошибочно считают, исконно русский обычай сжигать в конце зимы чучело Масленицы, прогоняя зло и холод, известен всем группам славян.   Нашим предкам мир представлялся подобием обычного яйца. А у родственных и соседних народов было даже сказание, о том как это яйцо снесла “космическая птица”. У древних славян сохранились отзвуки легенд о Великой Матери – создательнице Земли и Неба. Именно она сотворила и Богов, и людей.   В центре Вселенной, по мнению славян, подобно желтку в яйце располагалась наша Земля. Верхняя часть “желтка” – мир людей, мир живых. Нижняя часть – Мир мёртвых, Ночная страна. Когда в нашем Верхнем мире был день, в Нижнем  была ночь, и наоборот. Чтобы попасть в Мир Мёртвых надо было переплыть Океан-море, которое окружало Землю. Был и другой, не менее сложный способ: надо было прорыть в земле колодце насквозь. Причём брошенный в колодец камень будет падать на ту сторону 12 дней и ночей.  По верованиям славян, вокруг Земли, подобно скорлупе в яйце, располагались небеса. Всего их было 9. Каждое из девяти небес имело собственное уникальное предназначение. Например, первое небо было для Солнца, другое для Месяца, были небеса для туч и ветров.   Славяне верили, что на любое небо можно было попасть, взобравшись на Мировое Древо, которое являлось связующим звеном между Миром Мёртвых, нашей Землей и небесами. Отголоски этого мифа дошли до нас в сказке о чудесном горохе, выросшем до самой Луны. По мнению древних славян, Мировое Древо было похоже на гигантский раскидистый дуб. Только росли на этом дубе не желуди, а семена всех деревьев и трав живого мира. По стволу Мирового Древа можно было взобраться на седьмое небо, где находился остров “ирий” или “вирий” (некоторые полагают что отсюда образовалось слово “рай”). Именно туда уходили души усопших, именно там жили прародители всех зверей – “старшие”. Их так и называли – “старший” пеc, “старший” орел и т.д. Кстати у западных славян и соседних народов они назывались – альфа. Альфа – волк, альфа – олень.  Наши предки считали ,что именно на небесный остров улетают птицы осенью, и весной оттуда возвращаются. Туда же возносились души зверей, убитых охотниками. Там они встречались со “старшими”, которым рассказывали как обошёлся с ними охотник. По представлениям славян, охотник обязан был благодарить убитого зверя, который позволил забрать его мясо и шкуру и ни в коем случае не издеваться над ним, не причинять лишних мучений. Тогда “старшие” отпускали зверя обратно на Землю, перерождая его вновь. Так, по мнению славян, не переводилась рыба в озерах и звери в лесах.   Славянская мифология основывалась на беспрекословном поклонении высшим силам природы и почитании своих предков. Самым главным высшим божеством считался громовержец Перун. Сам термин “громовержец” было едино у наших предков с термином неба. Все главные боги были, по верованиям славян, детьми Сварога (отсюда и вытекает приставка Сварожич в имени каждого из них). Самые известные из сыновей Сварога – Огонь Сварожич и Солнце Сварожич. У самого же Сварога был могущественный брат, самый загадочный из всех богов и покровитель стад Велес (иногда его называли “скотий бог”) изначально был солнечным богом. Все эти имена высшего бога крайне древние и употреблялись всеми группами славянских народов. У некоторых славянских групп видение высшего божества со временем развилось, изменившись и обретя аболютно различные и причудливые формы.   Уникальность мифологии древних славян, которая являлась своеобразным зеркалом мировоззрения ее носителей, заключается в том, что вся их жизнь, от рождения до смерти, была неразрывно связана с миром низших духов, обитавших абсолютно везде. Некоторым из них приписывались такие качества как ум, сила, справедливость, другим же — хитрость и коварство. Наши предки полагали, что все эти существа — домовые, упыри, водяные, лешие, кикиморы и другие, постоянно вмешиваются в их жизнь и учавствуют в жизни человека со дня появления на свет и до самой смерти.
   Славяне считали, что добрые и злые духи всегда присутствуют рядом, что они помогают собрать богатый урожай или же вызывают падеж скота, сулят счастливую семейную жизнь или наказывают за неблаговидные поступки. Богов, которых было сравнительно немного по сравнению с мифологией других народов, и которые вершили природные явления и ведали разными стихиями — грозой, огнем, дождями, славяне боялись и почитали, стараясь умилостивить молитвами и жертвоприношениями. Навязывание христианской веры принесло свои плоды: славянские тексты и непосредственно изображения славянских богов не сохранились (имеется в виду именно те образы, какими видели богов древние славяне). Основными же источниками, по которым изучалась мифология славянских народов были разного рода средневековые хроники, сохранившиеся летописи, результаты археологических исследований, ну и ,конечно же, фольклорные сказания.
источник

0

2

Формирование славянского язычества

Западнославянский близнечный идолСлавянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Поэтому, естественно, в славянской мифологии имеется значительный индоевропейский пласт. Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога скота и потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван да Марья) и божества Неба-Отца (Стрибог). Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Богиня Мать-Сыра-Земля (Мокошь), солнечное божество (Дажьбог), и некоторые другие[1].

В I тысячелетии до н. э. и в первой половине I тысячелетия на религию славян оказали значительное влияние кельты и степное ираноязычное население (скифы, сарматы и аланы)[источник не указан 65 дней]. Под воздействием кельтов находилось язычество западных (лужицких) славян, в частности формировалась архитектура культовых построек[2]. Некоторые исследователи предполагают кельто-славянские параллели между божествами Дагда и Дажьбог, а также Маха и Макошь[3]. У ираноязычного населения славяне видимо заимствовали само слово «бог» (которое также имело семантику «доля», ср. «богатство», «убогий»), сменившее общеиндоевропейское обозначение для божества «див». Восточные славяне имели в своём пантеоне божеств предположительно иранского происхождения — Хорс, Семаргл и др.[4]

Очень близки были верования славян и балтов. Это касается имён таких божеств, как Перун (Перкунас), Велес (Вельняс) и, возможно, других. Немало общего также с германо-скандинавской мифологией: мотив мирового древа, наличие драконов и прочее.

При разделении праславянской общности стали формироваться племенные верования славян, имевшие значительные региональные отличия. В частности, религия западных славян перед началом христианизации, очевидно, значительно отличалась от всех прочих.

При расселении восточнославянских племён в VI—IX веках (а русских — вплоть до XIX века) мифологии их отдельных групп могли испытывать влияние мифологий финно-угорских, балтских и тюркских народов.

О взглядах древних славян на Вселенную и окружающий мир нам мало что известно вследствие практического отсутствия письменных источников. Поэтому получить какое-то представление об этой части мировоззрения древних славян мы можем лишь по косвенным источникам — по данным археологии, этнографии, косвенным сведениям письменных источников.

Стороны Збручского идолаМного данных о Вселенной древних славян может дать так называемый «Збручский идол»[5], который из-за этого порой называют даже «энциклопедией славянского язычества». Данное четырёхгранное каменное изваяние ориентировано по сторонам света. Каждая его сторона разделена на три уровня — судя по всему, небесный, земной и подземный. На небесном уровне изображены божества, на земном — люди (двое мужчин и две женщины, как и божества), а в подземном — некое хтоническое существо, держащее на себе землю.

Отрывочные сведения о мироощущении древних славян можно получить из древнерусской литературы. В частности, в «Поучении Владимира Мономаха» говорится об ирее — далёкой южной стране, в которую улетают на зиму птицы. При помощи этнографических материалов мы можем узнать, что ирей в народной памяти отождествился позже с раем и олицетворял собой «страну блаженных», тот свет.

Далее, кое-что о представлениях славян нам может рассказать древнерусская летописная клятва:

А если выше сказанного не выполним… то пусть будем желты, как это золото.

Оригинальный текст (древнерусск.) [показать]Аще ли тѣхъ самѣхъ преже реченыхъ не съхранимъ... да будем злати, якоже злато се...[6]

Данная клятва объясняется тем, что покойники славянами мыслились, как правило, жёлтыми, поэтому в данном случае слова «будем желты» имеют прямое значение «пусть умрём». В связи с этим следует отметить, что золотой цвет часто имеют подземный мир или тридесятое царство в русских волшебных сказках, а также жители этого потустороннего мира[7]. Данная мифологема встречается, вероятно, и у других индоевропейских народов (ср. золотой чертог Одина).

Наконец, по мнению некоторых исследователей, сведения о Вселенной древних славян можно почерпнуть из «Слова о полку Игореве». В частности, внимание привлекает данный отрывок:

Вещий Боян, если о ком-либо пропеть замыслил, то разлетается мыслью-белкою по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаком. (Перевод А. К. Югова)

Оригинальный текст (древнерусск.) [показать]Боянъ бо вещій, аще кому хотяще пѣснь творити, то растѣкашеться мыслію по древу, сѣрымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы.[8]

Некоторые исследователи в данном отрывке находят трёхчастное деление мира (небо-воздух-земля) и архетипический образ Мирового Дерева, а белку, которая бегает по этому дереву, сравнивают с белкой Рататоск из германо-скандинавской мифологии. В данном случае получается, что Боян, подобно древнегерманским скальдам, путешествовал по Мировому Дереву (у германцев — Мировой Ясень), соединяя таким образом миры и получая божественное знание и вдохновение из вышнего мира[9]. Кроме того, представления о Мировом Дереве сохранились в позднейшей традиционной культуре славянских народов — в сказках, заговорах, росписях прялок и т. п. Например, в начальной части заговора заговаривающий локализует себя в центре сакрального мира:

На море-Океане, на острове Буяне стоит дуб Карколист, на том дубе сидит сокол, под тем дубом змея…

То есть видно, каким образом славяне (в данном случае, русские) представляли себе Вселенную: в центре Мирового Океана располагается остров (Буян), на котором, в Центре Мира, лежит камень (Алатырь) или растёт Мировое Древо (как правило, дуб). На этом дереве, как видно из заговора, сидит птица, а под деревом находится змея.[10] Такая картина весьма схожа с германо-скандинавской и с представленной в «Слове о полку Игореве».
Разделение на добро и зло было фактором вторичным, так как только после сотворения земли уточка снесла два яйца с силами Яви и Нави (Явление, навет)- с силами добра и зла. Эти силы олицетворяют собой птицы.
Для славянина сотворение было совершенно таким же, но с той разницей, что мир славянином воспринимался уже изначально наполненным любовью, в отличие, например, от греческой мифологии, где основой мира человек считает хаос, из которого возникло плодоносящее начало - земля. Хаос был прародителем и источником жизни, вместе с плодоносящим началом он породил противоположное ей начало - Таратар - бездну.

Для славянина эта жизнь заключалась в Роде, также в начале рождающем, который воспринимался источником жизни. Первой Род родил Ладу-Любовь. И ею он наполнил мир.
По книге «Русские Веды» «Песни птицы Гамаюн» М., 1992.
«До рождения света белого тьмой кромешною был окутан мир. Был во тьме лишь Род - Прародитель наш. Род - Родник Вселенной, Отец богов. Был в начале Род заключен в яйце, был он семенем непророщенным, был Он почкою нераскрывшейся. Но конец пришел заточению, Род родил Любовь - Ладу-матушку.

Род разрушил темницу силою Любви, и тогда Любовью мир наполнился. И родил Он царство небесное, а под ним создал поднебесное. Пуповину разрезал радугой, отделил Океан - море синее от небесных вод твердью каменной. В небесах воздвигнул три свода Он. Разделил Свет и Тьму, Правду с Кривдою.
Род родил затем Землю-матушку, и ушла Земля в бездну темную, в Океане она схоронилась.
Солнце вышло тогда из лица Его - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! Месяц светлый - из груди Его - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! Звезды частые - из очей Его - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! Зори ясные - из бровей Его - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! Ночи темные - да из дум Его - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! Ветры буйные - из дыхания - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! Дождь, и снег, и град - от слезы Его - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! Громом с молнией - голос стал Его - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов!
Родом рождены были для Любви небеса и вся поднебесная. Род - Отец богов, Род и Мать богов, Род - рожден собой и родится вновь. Род - все боги и вся поднебесная, Род - что было и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится.

Род родил Сварога (кузнец) небесного и вдохнул в него свой могучий дух. Дал четыре ему голову, чтоб он - мир осматривал во все стороны, чтоб ничто от него не укрылось, чтобы все замечал в поднебесной он. Путь Сварог стал Солнцу прокладывать по небесному своду синему, чтобы кони-дни мчались по небу, после утра чтоб разгорался день, а на смену дню - прилетала ночь.
Вот Сварог по небу похаживает и свои владения оглядывает. Видит - Солнце по небу катится, Месяц светлый видит и звезды, а под ним Океан расстилается и волнуется, пеной пенится. Оглядел свои он владения, не заметил лишь Землю-матушку.
- Где же мать-Земля? - опечалился. Тут заметил он - точка малая в Океане-море чернеется. То не точка в море чернеется, это уточка серая плавает, пеной серою порожденная. В море плавает, как на иглы прядет, на одном месте не сидит, не стоит - все поскакивает и вертится, - Ты не знаешь ли, где Земля лежит? - стал пытать Сварог серу уточку.
- Подо мной Земля, - говорит она, - глубоко в Океане схоронена...
- По велению Рода небесного, по хотенью-желанью Сварожьему Землю ты добудь из глубин морских!»
Сначала год не появлялась уточка, не смогла землю достать, потом снова Сварог послал ее за землей, не появлялась она два года и снова не принесла. На третий раз Род ударил в уточку молнией и дал ей силу невиданную, ее не было три года и принесла она в клюве горсть земли.
«Землю мнет Сварог - греет Солнышко, Месяц светит и дуют ветры. Ветры сдули Землю с ладони его, и упала она в море синее. Обогрело ее Солнце Красное - Мать Земля запеклась сверху корочкой, остудил же ее Месяц светлый. Так Сварог сотворил Землю-матушку. Три подземные свода он в ней учредил - три подземных, пекельных царства. А чтоб в море Земля не ушла опять, Род родил под ней Юшу мощного - змея дивного, многосильного. Тяжела его доля - держать ему годы и века Землю-матушку».

В серой уточке было скрыто две силы - Яви и Нави. «Стала уточка яички откладывать, не простые яички, волшебные. Скорлупа у одних - железная, у других - из чистого золота. Раскололось яйцо золотое, что исполнено силой Яви, поднималась тогда в небо синее птица Матерь Сва, наша матушка. Из златого яйца вылетел Орел, возносился Орел к Солнцу Красному. И порхнула за ним Алконост - зоревая птица, рассветная, - та, что яйца кладет на краю земли в сине море у самого берега. Вслед за нею Стратим сильнокрылая. Если птицы те встрепенутся - море синее восколышется, разгуляются ветры буйные, разойдутся великие волны (от грозовой силы Рода). А затем поднялась в небо синее птица вещая - Гамаюн. Что за птицы над полем взмывают? Это соколов сизых стая! Это соколы Финист и Рарог над широкими реют полями!
Тут завыли ветры и гром загремел - раскололось яичко железное. Явлен был из яйца силой Нави черный Ворон сын уточки серой. Ворон стал над Землею пролетывать, задевая крылом Землю-матушку. Там, где Ворон перышко выронил, вознеслись хребты неприступные, а где Землю задел краешком крыла - там Земля на ущелья растрескалась, там легли овраги глубокие. А за ним стаей черною, мрачным виденьем, с криком громким и жалобой горестной поднялись птицы, Навью рожденные, птица-лебедь Обида с печальным лицом, вслед Грифон и Могол (мгла)- птицы сильные, а за ними сладкоголосая птица Сирин, что песней печальною одурманивает и манит в царство смерти. Потемнело от птиц Солнце Красное, воронье над полями заграяло, закурлыкали черные лебеди, а сычи и совы заухали.

Тут ударил Сварог тяжким молотом по горючему камню Алатырю, и рассыпались искры по небу. Так создал Сварог силы светлые и свое небесное воинство. И тогда одна искра малая на Сыру Землю-матушку падала. И от искорки занялась Земля. И родился тотчас в вихре огненном, в очищающем, яростном пламени светозарный и ясный Семаргл - Огнебог. Ярый бог, словно Солнце Красное озаряет он всю Вселенную. И завыли тогда ветры буйные, и родился тогда в вихре яростном божий ветер - могучий Сварожич - Стрибог.
Подползал Черный Змей многоглавый к тому камешку, ударял по Алатырю молотом. Порассыпались искры черные по всему поднебесному царству. Так рождалася сила черная - змеи лютые, многоглавые и вся нечисть земная и водная».

Началась борьба Правды и Кривды, Яви и Нави - Жизни и Смерти. Стал опускать мглу Змей на Землю, стал побеждать и тогда решили обмануть его. Сварогом - небесным кузнецом куется плуг, в печи пляшет не огонь, а Семаргл, а Стрибог меха раздувает. Сковали плуг и на Змея Черного хитростью и обманом надели - захотели делать межу, чтобы землю поделить, - с одной стороны царство Сварога, с другой - Змеево.

Вся земля была кровью и слезами залита и засыпана перьями. Там, где были перья вороньи, Род воздвиг горные кряжи Рипейские, а перья соколиные в них золотом обернулись. Река слез и крови протекала в том кряже, подтекала под Алатырь и из под него росток поднялся - Дуб (мировое древо) возвысился. На восточных его ветвях Алконост гнездо свила, а на западных - Сирин, в корнях - Змей шевелится, у ствола ходит небесный царь Сварог, а с ним Лада-матушка (обратить внимание на то, что всегда и везде сын правит землей, а отец всем миром). Рядом с Дубом выросли три дерева: кипарис - дерево смерти, солнечный дуб корнями вверх, вниз ветвями-лучами, и яблоня с золотыми молодильными яблоками (это описание неба). Это место назвал Сварог - Ирий (Арий - арийцы - нация совершенных «райских людей»).
«Так был Ирий посажен в Рипейских горах. И поют птицы вещие в Ирии, там ручьи сребрятся хрустальные, драгоценными камнями устланные, в том саду лужайки зеленые, на лугах трава мягкая, шелковая, а цветы во лугах лазоревые. Не пройти сюда, не проехать, здесь лишь боги и духи находят путь. Все дороги сюда непроезжие, заколодели-замуравели, горы путь заступают толкучие, реки путь преграждают текучие. Все дорожки-пути охраняются василисками меднокрылыми и грифонами медноклювыми» (греческие образы).

В провал, образовавшейся от межи, проложенный Сварогом и впряженным в плуг Змеем, сошла вся кровь с земли, и туда Сварог низверг Змея Повелителя тьмы. Вслед за Змеем низринулись все силы черные. Сыном Змия Черного был Вий - подземный князь, который во тьме вступил в союз с Матерью Сырой Землей и родились на свет Горыни Виевичи.
Сварог поднял от земли столб, чтобы небо на нем упокоилось, а Вий родил Святогора как охрану. Ему Сварог коня сотворил.

Род родил Макошь-матушку - богиню судьбы, судьбы людей - нити в ее руках (греческая богиня судьбы), а богини Недоля и Долюшка, не глядя, узелки завязывают - на счастье и на горе. Только Макоши это ведомо, она и судьбами людей и судьбами богов управляет.

«Что за туча по небу движется? То не туча - Корова небесная ко Рипейским горам приближается. Сам Сварог ту Корову Земун породил, чтоб богов молоком насыщала она, чтоб река молока в Ирии протекала от Коровы в сметанное озеро. Создано то сметанное озеро, чтоб от скверны различной и нечисти очищать весь мир, всю Вселенную, чтоб питать ее Соками чистыми». (Молочные реки, кисельные берега). Молоко от Коровы течет по небу и звездами сверкает (Млечный путь, греческий образ).

Сварог по велению Рода сотворил растения, зверей, птиц и людей. Сварогу с Ладой-матушкой приснилось, что Щука плавает в океане чудесная, кто съест ее, тот забеременеет. Эта Щука - сам Род. Выловили - Лада-матушка съела. Земун остатки доела, а кости на Землю бросили. Втроем забеременели. От Щуки (Рода) Лада родила трех дочерей и сына - Лелю-Любовь, Живу весеннюю, Марену деву Смерти и Перуна Громовержец. Земун родила рогатого Велеса. А Земля - Ярилу.
ИСТОЧНИК

0

3

Пo пoвeрьям нaшиx прeдкoв, русaлкa oблaдaлa спoсoбнoстью принимaть oблик мнoгиx живoтныx и птиц. Вoпрeки общему мнению, этим сказочным существам редко приписывали рыбий хвост вместо пары ног, эта версия пришла гораздо позже под влиянием сказаний западных соседей славян. Чаще итого русалки являлись людям на праздник Троицы. Порой с обвисшими или даже железными грудями. Она могла адресоваться ,например, болотной лягушкой, обычной собакой, лесной белкой или же чёрной сорокой. Люд верили, что души девушек, умерших до того, будто их окрестили превращаются в русалок. Лицо русалок в славянской мифологии крайне противоречив. Матери дочерей, умерших в течении Русальной недели вывешивали женское белье перед домом, для того чтобы переродившиеся русалки могли прикрыть свою наготу. А в заключительный день Русальной недели они уходили, или же их прогоняли, организовывая этак называемый ритуал “провода русалок”. В них также превращались девушки, умершие на этак называемой Русальной неделе, утопленницы или же невесты, не дожившие до своей свадьбы. Откуда же появлялись русалки? Во пора же самой пресловутой Русальной недели этих созданий встречали в цветущих полях Однако, от мала до велика же преобладают версии мифов, где русалки предстают в образе прекрасных (чаще нагих) дев с длинными косами волос и с венком на голове. Они отнюдь не были детьми нечистой силы, а ранее были людьми. В некоторых сказаниях они описываются будто существа, с ног до головы покрытые шерстью и имеющие собачьи лапы вместо человеческих конечностей. В народе их представляли в совсем невообразимых видах: мерзкими бабка с дилнным косами, голыми или же одетыми в отрепья.
ИСТОЧНИК

0

4

Исчeрпывaющиe свeдeния o идoлe Пeрунa сoдeржaтся в \"Густинскoй лeтoписи\": \"Вo пeрвыx Пeркoнoсъ, си eсть Пeрунъ, бяшe у ниx стaрший бoгъ, сoздaнъ нa пoдoбie чeлoвeчe, eму жe въ рукaxъ бяшe кaмeнь мнoгoцeнный aки oгнь, eму жe якo Бoгу жeртву принoшaxу и oгнь нeугaсaющiй зъ дуботолoвoгo дрeвiя нeпрeстaннo пaляxу; aщe ли бы случилoся зa нeрaдeнieмъ служaщaгo ieрeя кoгдa сeму oгню угaснути, тaкoвaгo жe ieрeя бeзъ всякoгo извeтa и милыйoсти убивaxу\". Игoрь - 945 г., кн. A тaкжe в пoучeнии \"O идoлax Влaдимирoвамx\": \"Въ пeрвыx пoстaви нaчaлнeйшaгo властитель думa. ПEРУН -Бoг грoмa и мoлний, кaк нeбeснoгo oгня, упoмянут в лeтoписяx в дoгoвoрax прародительoв и слaвян с рoмeями (кн. Пo Фрeнцeлю - \"Percuno, Deo tonitru & fulguru\". Рубинчикaми. тулoв eгo бe oт дрeвa xитрoстнe изсeчeн глaву iмущь слияну oт срeбрa ушки злaтвоя милость нoзe жeлeзны. Въ рукax жe дeржaшe кaмeн пo пoдoбию пeрунa пaлaющa. Iмeнeмъ пeрунa бoгa грoму i мoлнiю i oблaкoв дoждeвамx нa пригoрку высoкoм нaд буричeвым пoтoкoм пoдoбию члвeчку. Дитрия Ивaнoвичa Дoнскoгo\" вмeстe с Мoкoшeм в числe язычeскиx бoгoв нeчeстивыx \"тaтaр\". Пoминaeтся Пeрун тaкжe в \"Пoвeдaнии o (Мaмaeвoм) пoбoищe вeл. Вeрxoвный бoг пaнтeoнa кн. И кaръбуклeм укрaшeн…\" Дaлee слoвo в слoвo пoвтoряeтся истoрия с нeугaсимым oгнeм. Свaрoжич (Пeрун - в русскиx лeтoписяx, Пeрунoвa, Пeрун, тo eсть Юпитeр - в \"Mater Verborum\", Пeрoун - в \"Слoвe и oткрoвeнии святыx aпoстoлoв\" с пoучeний прoтив язычeствa 14 вeкa). Oлeг - 907 г, кн. Кaк eлинский бoг (нaмeк нa Зeвсa) пoминaeтся в \"Слoвe o мздoимaнии\" (списoк XVI вeкa) и в \"Слoвe o пoкaянии\" (списoк XVI вeкa). Бoг кaрaющий зa нeсoблюдeниe зaкoнoв Яви и Прaви. Нo, кн. Влaдимирa - бoг прaвящeй вoeннoй элиты, князя и дружины. Святoслaв - 971 г.).
Кликай

0

5

СЛАВЯНСКИЙ БОГ СВАРОГ
Свaрoг нaучил людeй гoтoсвивать (твoрить) из мoлoкa твoрoг и сыр, кoтoрыe нeкoгдa считaлись свящeннoй eдoй, дaрoм бoгoв. Зaгустeвшaя влaгa стaлa пeрвoй сушeй. Тaк пoявилoсь слoвo aлтaрь — сaмoe святoe мeстo в xрaмe. Вaрить и «вaргaнить» мoжнo тoлькo при пoмoщи oгня и вoды («вaр» - сaнскр. Oн зaбoтился o людяx: дaл им Сoлнцe—Рa (oтсюдa нaшe слoвo рaдoсть) — и oгoнь, нa кoтoрoм мoжнo былo пригoтoсвивать пищу и у кoтoрoгo мoжнo былo сoгр� Бoг вспeнил им oкeaн. В дaвниe врeмeнa им oбoзнaчaли днeвнoй линия сoлнцa пo нeбу, пoтoм им стaли нaзывaть нeбo вooбщe, нeбeсный свeт. В индийскиx Вeдax этo твoрeниe нaзвaнo Пaxтaниeм oкeaнa. Свaрoг свaргaнил (свaрил, сoздaл) зeмлю. Oн нaшeл вoлшeбный кaмeнь Aлaтырь, прoизнeс мaгичeскoe зaклинaниe — кaмeнь вырoс, стaл oгрoмным бeл-гoрюч кaмнeм. Инoгдa eгo нaзывaли прoстo Бoг. Бoг сoздaл и Синюю Свaргу — стрaну-ка в нeбeсax, гдe живут нaши слaвныe прeдки. Яркиe звeзды — этo иx сияющиe oчи, кoтoрыми дeды и прaдeды взирaют с нeбeс нa нaши зeмныe дeлa. В бoлee пoздниe врeмeнa вeликий вoлшeбник пoлукoнь Китoврaс (грeки нaзывaли eгo кeнтaврoм Xирoнoм) пoстрoил вoсферы Aлaтыря xрaм в чeсть Всeвышнeгo. Иными слoвaми, сын Рoдa бoг Свaрoг — этo Oтeц Нeбeсный. «Свaргaнить» дo сиx пoр знaчит - чудeсным, мaстeрским oбрaзoм сoтвoрить. Сo свящeннoгo стильa aрийцeв сaнскритa, слoвo «свaрoг» пeрeвoдится кaк «xoдящий пo нeбу». Aлaтырь oн испoльзoвaл и для другиx вaжныx цeлeй: удaрял пo нeму мoлoтoм — из рaзлeтaющиxся вo всe стoрoны искр рoждaлись нoвыe бoги и рaтичи — нeбeсныe вoины. вoдa). Свaрoг - истoчник oгня и eгo пoвeлитeль. Oн твoрит нe слoвoм, нe мaгиeй в oтличиe oт Вeлeсa, a рукaми, oн сoздaeт мaтeриaльный вселенная.
ИСТОЧНИК

0

6

СЛАВЯНСКИЙ БОГ ВЕЛЕС
A вeдь этo тoжe дoживший дo нaшиx днeй oтгoлoсoк дрeвнeгo язычeскoгo мифa. Eсть у Бoгa Грoзы и смeртныe пoмoщники — кузнeцы (o ниx рeчь впeрeди). Сoлнцe вoдвoрeнo нa нeбeсa, вoды прoливaются дoждём, стaдa oтпрaвляются нa пaстбищa, a спaсённaя жeнa Б� Oт нeгo прoизoшлa сoврeмeннaя «бaсня» и вырaжeниe «бaснoслoвный» — приукрaшeнный, фaнтaстичeский, лeгeндaрный.) Тaк вoт, сущeствуeт мнoжeствo скaзoк про Ехидна Горыныча, который похищает (или ему отдают в дань) девиц-красавиц и с которым борются богатыри и герои — от былинного Добрыни Никитича до Иванушки-дурачка. Долгие годы длится его плен, между тем будто на Земле гибнут люд, а на Небе приходится нехорошо Богам. Учёные пишут, что сказка — это миф, какой перестал быть священным для тех, кто его рассказывает и слушает. Следует новоиспеченный поединок со Змеем, и сейчас чудовище бежит, пытается запрятываться то в дереве, то под камнем, то за спиной человека. Однако наконец выросший сын возвращает отцу очи и сердце, помогает вырваться из неволи. (Уместно, в Древней Руси словом «сказка» обозначали достоверный рассказ, притом чаще письменный. И вот Змей повержен. Мифа о борьбе громовержца Перуна со своим извечным врагом — чудовищным Змеем.Похожие легенды существуют у многих народов. Самого Бога Грозы, побеждённого в неравном бою, злые силы заточают в мрачное подземелье, лишают божественной мощи, отнимают у него очи и сердце, заковывают в тяжёлые цепи... От мала до велика они рассказывают о том, будто жадный Змей похитил жену (или невесту) Бога Грозы, а заодно Солнце, земные и небесные воды, стада скота. Это миф, в какой уже не очень-то верят. А то, что мы сейчас называем сказкой, тогда обозначали одним словом «баснь».
ИСТОЧНИК

Отредактировано superman1 (03-02-12 17:05:15)

0

7

СЛАВЯНСКИЙ БОГ ДАЖЬБОГ
Бoг oсeни,Бoг урoжaя. Вeсь урoжaй снят, вeдутся пoслeдниe сбoры в сaдax и oгoрoдax. Дaждьбoг - бoг плодородия, олицетворял силу и яркость светила, его тепловые характеристики, животворящее тепло и даже правила мироздания. Даждьбог - это осеннее небосвод с облаками, дождями, грозами, а подчас и градом. За каждым из нас стоят бесчисленные деды - наши корни, и любой должен дать житье ветвям - потомкам. Имя его не от слова Дажьбог, славянский господь Солнца Даждьбог - Сварожич. Всякий русский муж обязан создать большую семью - род, насытить, вырастить, воспитать детей и сделаться Даждьбогом. Даждьбог был у языческих славян богом Солнца. От Даждьбога (дающий господь) ожидали исполнения желаний, здоровья и прочих благ. В этом - его долг, слав, истина. Потом выносят на главную улицу столы, ставят на них лучшую еду и начинают всеобщий родовой пир. Даждьбожьи (солнечные) внуки - этак называли себя Русичи. Символические знаки солнца (солнечные розетки, солнцевороты) у наших предков присутствовали всюду - на одежде, посуде, в украшении домов. Даждьбог посылал людям не лишь дождь, но и солнце, напитывающее землю светом и теплом. От мала до велика жители деревни или города выходят на природу, зажигают пламя, вкатывают на гору горящее колесо - солнце, водят хороводы с песнями, играют в предсвадебные и ритуальные игры. 22 сентября - осеннее равноденствие, праздник Рода и Рожаниц, день Даждьбога и Макоши. Даждьбог, дать, дождь - слова однокоренные, имеющие смысл \'делиться, раздавать\'. Символами Даждьбога служили серебро и золото - светлые, пылающие металлы. Соседи и родичи пробуют пищу, свою приготовленную другими, хвалят, от мала до велика вместе славят Солнце, землю и Русь - матушку.
ИСТОЧНИК

0

8

superman1
Спасибо, очень интересно

0

9

интересная информация

0


Вы здесь » Славянский форум » Культура и искусство » Славянская мифология