Формирование славянского язычества
Западнославянский близнечный идолСлавянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Поэтому, естественно, в славянской мифологии имеется значительный индоевропейский пласт. Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога скота и потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван да Марья) и божества Неба-Отца (Стрибог). Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Богиня Мать-Сыра-Земля (Мокошь), солнечное божество (Дажьбог), и некоторые другие[1].
В I тысячелетии до н. э. и в первой половине I тысячелетия на религию славян оказали значительное влияние кельты и степное ираноязычное население (скифы, сарматы и аланы)[источник не указан 65 дней]. Под воздействием кельтов находилось язычество западных (лужицких) славян, в частности формировалась архитектура культовых построек[2]. Некоторые исследователи предполагают кельто-славянские параллели между божествами Дагда и Дажьбог, а также Маха и Макошь[3]. У ираноязычного населения славяне видимо заимствовали само слово «бог» (которое также имело семантику «доля», ср. «богатство», «убогий»), сменившее общеиндоевропейское обозначение для божества «див». Восточные славяне имели в своём пантеоне божеств предположительно иранского происхождения — Хорс, Семаргл и др.[4]
Очень близки были верования славян и балтов. Это касается имён таких божеств, как Перун (Перкунас), Велес (Вельняс) и, возможно, других. Немало общего также с германо-скандинавской мифологией: мотив мирового древа, наличие драконов и прочее.
При разделении праславянской общности стали формироваться племенные верования славян, имевшие значительные региональные отличия. В частности, религия западных славян перед началом христианизации, очевидно, значительно отличалась от всех прочих.
При расселении восточнославянских племён в VI—IX веках (а русских — вплоть до XIX века) мифологии их отдельных групп могли испытывать влияние мифологий финно-угорских, балтских и тюркских народов.
О взглядах древних славян на Вселенную и окружающий мир нам мало что известно вследствие практического отсутствия письменных источников. Поэтому получить какое-то представление об этой части мировоззрения древних славян мы можем лишь по косвенным источникам — по данным археологии, этнографии, косвенным сведениям письменных источников.
Стороны Збручского идолаМного данных о Вселенной древних славян может дать так называемый «Збручский идол»[5], который из-за этого порой называют даже «энциклопедией славянского язычества». Данное четырёхгранное каменное изваяние ориентировано по сторонам света. Каждая его сторона разделена на три уровня — судя по всему, небесный, земной и подземный. На небесном уровне изображены божества, на земном — люди (двое мужчин и две женщины, как и божества), а в подземном — некое хтоническое существо, держащее на себе землю.
Отрывочные сведения о мироощущении древних славян можно получить из древнерусской литературы. В частности, в «Поучении Владимира Мономаха» говорится об ирее — далёкой южной стране, в которую улетают на зиму птицы. При помощи этнографических материалов мы можем узнать, что ирей в народной памяти отождествился позже с раем и олицетворял собой «страну блаженных», тот свет.
Далее, кое-что о представлениях славян нам может рассказать древнерусская летописная клятва:
А если выше сказанного не выполним… то пусть будем желты, как это золото.
Оригинальный текст (древнерусск.) [показать]Аще ли тѣхъ самѣхъ преже реченыхъ не съхранимъ... да будем злати, якоже злато се...[6]
Данная клятва объясняется тем, что покойники славянами мыслились, как правило, жёлтыми, поэтому в данном случае слова «будем желты» имеют прямое значение «пусть умрём». В связи с этим следует отметить, что золотой цвет часто имеют подземный мир или тридесятое царство в русских волшебных сказках, а также жители этого потустороннего мира[7]. Данная мифологема встречается, вероятно, и у других индоевропейских народов (ср. золотой чертог Одина).
Наконец, по мнению некоторых исследователей, сведения о Вселенной древних славян можно почерпнуть из «Слова о полку Игореве». В частности, внимание привлекает данный отрывок:
Вещий Боян, если о ком-либо пропеть замыслил, то разлетается мыслью-белкою по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаком. (Перевод А. К. Югова)
Оригинальный текст (древнерусск.) [показать]Боянъ бо вещій, аще кому хотяще пѣснь творити, то растѣкашеться мыслію по древу, сѣрымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы.[8]
Некоторые исследователи в данном отрывке находят трёхчастное деление мира (небо-воздух-земля) и архетипический образ Мирового Дерева, а белку, которая бегает по этому дереву, сравнивают с белкой Рататоск из германо-скандинавской мифологии. В данном случае получается, что Боян, подобно древнегерманским скальдам, путешествовал по Мировому Дереву (у германцев — Мировой Ясень), соединяя таким образом миры и получая божественное знание и вдохновение из вышнего мира[9]. Кроме того, представления о Мировом Дереве сохранились в позднейшей традиционной культуре славянских народов — в сказках, заговорах, росписях прялок и т. п. Например, в начальной части заговора заговаривающий локализует себя в центре сакрального мира:
На море-Океане, на острове Буяне стоит дуб Карколист, на том дубе сидит сокол, под тем дубом змея…
То есть видно, каким образом славяне (в данном случае, русские) представляли себе Вселенную: в центре Мирового Океана располагается остров (Буян), на котором, в Центре Мира, лежит камень (Алатырь) или растёт Мировое Древо (как правило, дуб). На этом дереве, как видно из заговора, сидит птица, а под деревом находится змея.[10] Такая картина весьма схожа с германо-скандинавской и с представленной в «Слове о полку Игореве».
Разделение на добро и зло было фактором вторичным, так как только после сотворения земли уточка снесла два яйца с силами Яви и Нави (Явление, навет)- с силами добра и зла. Эти силы олицетворяют собой птицы.
Для славянина сотворение было совершенно таким же, но с той разницей, что мир славянином воспринимался уже изначально наполненным любовью, в отличие, например, от греческой мифологии, где основой мира человек считает хаос, из которого возникло плодоносящее начало - земля. Хаос был прародителем и источником жизни, вместе с плодоносящим началом он породил противоположное ей начало - Таратар - бездну.
Для славянина эта жизнь заключалась в Роде, также в начале рождающем, который воспринимался источником жизни. Первой Род родил Ладу-Любовь. И ею он наполнил мир.
По книге «Русские Веды» «Песни птицы Гамаюн» М., 1992.
«До рождения света белого тьмой кромешною был окутан мир. Был во тьме лишь Род - Прародитель наш. Род - Родник Вселенной, Отец богов. Был в начале Род заключен в яйце, был он семенем непророщенным, был Он почкою нераскрывшейся. Но конец пришел заточению, Род родил Любовь - Ладу-матушку.
Род разрушил темницу силою Любви, и тогда Любовью мир наполнился. И родил Он царство небесное, а под ним создал поднебесное. Пуповину разрезал радугой, отделил Океан - море синее от небесных вод твердью каменной. В небесах воздвигнул три свода Он. Разделил Свет и Тьму, Правду с Кривдою.
Род родил затем Землю-матушку, и ушла Земля в бездну темную, в Океане она схоронилась.
Солнце вышло тогда из лица Его - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! Месяц светлый - из груди Его - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! Звезды частые - из очей Его - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! Зори ясные - из бровей Его - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! Ночи темные - да из дум Его - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! Ветры буйные - из дыхания - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! Дождь, и снег, и град - от слезы Его - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! Громом с молнией - голос стал Его - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов!
Родом рождены были для Любви небеса и вся поднебесная. Род - Отец богов, Род и Мать богов, Род - рожден собой и родится вновь. Род - все боги и вся поднебесная, Род - что было и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится.
Род родил Сварога (кузнец) небесного и вдохнул в него свой могучий дух. Дал четыре ему голову, чтоб он - мир осматривал во все стороны, чтоб ничто от него не укрылось, чтобы все замечал в поднебесной он. Путь Сварог стал Солнцу прокладывать по небесному своду синему, чтобы кони-дни мчались по небу, после утра чтоб разгорался день, а на смену дню - прилетала ночь.
Вот Сварог по небу похаживает и свои владения оглядывает. Видит - Солнце по небу катится, Месяц светлый видит и звезды, а под ним Океан расстилается и волнуется, пеной пенится. Оглядел свои он владения, не заметил лишь Землю-матушку.
- Где же мать-Земля? - опечалился. Тут заметил он - точка малая в Океане-море чернеется. То не точка в море чернеется, это уточка серая плавает, пеной серою порожденная. В море плавает, как на иглы прядет, на одном месте не сидит, не стоит - все поскакивает и вертится, - Ты не знаешь ли, где Земля лежит? - стал пытать Сварог серу уточку.
- Подо мной Земля, - говорит она, - глубоко в Океане схоронена...
- По велению Рода небесного, по хотенью-желанью Сварожьему Землю ты добудь из глубин морских!»
Сначала год не появлялась уточка, не смогла землю достать, потом снова Сварог послал ее за землей, не появлялась она два года и снова не принесла. На третий раз Род ударил в уточку молнией и дал ей силу невиданную, ее не было три года и принесла она в клюве горсть земли.
«Землю мнет Сварог - греет Солнышко, Месяц светит и дуют ветры. Ветры сдули Землю с ладони его, и упала она в море синее. Обогрело ее Солнце Красное - Мать Земля запеклась сверху корочкой, остудил же ее Месяц светлый. Так Сварог сотворил Землю-матушку. Три подземные свода он в ней учредил - три подземных, пекельных царства. А чтоб в море Земля не ушла опять, Род родил под ней Юшу мощного - змея дивного, многосильного. Тяжела его доля - держать ему годы и века Землю-матушку».
В серой уточке было скрыто две силы - Яви и Нави. «Стала уточка яички откладывать, не простые яички, волшебные. Скорлупа у одних - железная, у других - из чистого золота. Раскололось яйцо золотое, что исполнено силой Яви, поднималась тогда в небо синее птица Матерь Сва, наша матушка. Из златого яйца вылетел Орел, возносился Орел к Солнцу Красному. И порхнула за ним Алконост - зоревая птица, рассветная, - та, что яйца кладет на краю земли в сине море у самого берега. Вслед за нею Стратим сильнокрылая. Если птицы те встрепенутся - море синее восколышется, разгуляются ветры буйные, разойдутся великие волны (от грозовой силы Рода). А затем поднялась в небо синее птица вещая - Гамаюн. Что за птицы над полем взмывают? Это соколов сизых стая! Это соколы Финист и Рарог над широкими реют полями!
Тут завыли ветры и гром загремел - раскололось яичко железное. Явлен был из яйца силой Нави черный Ворон сын уточки серой. Ворон стал над Землею пролетывать, задевая крылом Землю-матушку. Там, где Ворон перышко выронил, вознеслись хребты неприступные, а где Землю задел краешком крыла - там Земля на ущелья растрескалась, там легли овраги глубокие. А за ним стаей черною, мрачным виденьем, с криком громким и жалобой горестной поднялись птицы, Навью рожденные, птица-лебедь Обида с печальным лицом, вслед Грифон и Могол (мгла)- птицы сильные, а за ними сладкоголосая птица Сирин, что песней печальною одурманивает и манит в царство смерти. Потемнело от птиц Солнце Красное, воронье над полями заграяло, закурлыкали черные лебеди, а сычи и совы заухали.
Тут ударил Сварог тяжким молотом по горючему камню Алатырю, и рассыпались искры по небу. Так создал Сварог силы светлые и свое небесное воинство. И тогда одна искра малая на Сыру Землю-матушку падала. И от искорки занялась Земля. И родился тотчас в вихре огненном, в очищающем, яростном пламени светозарный и ясный Семаргл - Огнебог. Ярый бог, словно Солнце Красное озаряет он всю Вселенную. И завыли тогда ветры буйные, и родился тогда в вихре яростном божий ветер - могучий Сварожич - Стрибог.
Подползал Черный Змей многоглавый к тому камешку, ударял по Алатырю молотом. Порассыпались искры черные по всему поднебесному царству. Так рождалася сила черная - змеи лютые, многоглавые и вся нечисть земная и водная».
Началась борьба Правды и Кривды, Яви и Нави - Жизни и Смерти. Стал опускать мглу Змей на Землю, стал побеждать и тогда решили обмануть его. Сварогом - небесным кузнецом куется плуг, в печи пляшет не огонь, а Семаргл, а Стрибог меха раздувает. Сковали плуг и на Змея Черного хитростью и обманом надели - захотели делать межу, чтобы землю поделить, - с одной стороны царство Сварога, с другой - Змеево.
Вся земля была кровью и слезами залита и засыпана перьями. Там, где были перья вороньи, Род воздвиг горные кряжи Рипейские, а перья соколиные в них золотом обернулись. Река слез и крови протекала в том кряже, подтекала под Алатырь и из под него росток поднялся - Дуб (мировое древо) возвысился. На восточных его ветвях Алконост гнездо свила, а на западных - Сирин, в корнях - Змей шевелится, у ствола ходит небесный царь Сварог, а с ним Лада-матушка (обратить внимание на то, что всегда и везде сын правит землей, а отец всем миром). Рядом с Дубом выросли три дерева: кипарис - дерево смерти, солнечный дуб корнями вверх, вниз ветвями-лучами, и яблоня с золотыми молодильными яблоками (это описание неба). Это место назвал Сварог - Ирий (Арий - арийцы - нация совершенных «райских людей»).
«Так был Ирий посажен в Рипейских горах. И поют птицы вещие в Ирии, там ручьи сребрятся хрустальные, драгоценными камнями устланные, в том саду лужайки зеленые, на лугах трава мягкая, шелковая, а цветы во лугах лазоревые. Не пройти сюда, не проехать, здесь лишь боги и духи находят путь. Все дороги сюда непроезжие, заколодели-замуравели, горы путь заступают толкучие, реки путь преграждают текучие. Все дорожки-пути охраняются василисками меднокрылыми и грифонами медноклювыми» (греческие образы).
В провал, образовавшейся от межи, проложенный Сварогом и впряженным в плуг Змеем, сошла вся кровь с земли, и туда Сварог низверг Змея Повелителя тьмы. Вслед за Змеем низринулись все силы черные. Сыном Змия Черного был Вий - подземный князь, который во тьме вступил в союз с Матерью Сырой Землей и родились на свет Горыни Виевичи.
Сварог поднял от земли столб, чтобы небо на нем упокоилось, а Вий родил Святогора как охрану. Ему Сварог коня сотворил.
Род родил Макошь-матушку - богиню судьбы, судьбы людей - нити в ее руках (греческая богиня судьбы), а богини Недоля и Долюшка, не глядя, узелки завязывают - на счастье и на горе. Только Макоши это ведомо, она и судьбами людей и судьбами богов управляет.
«Что за туча по небу движется? То не туча - Корова небесная ко Рипейским горам приближается. Сам Сварог ту Корову Земун породил, чтоб богов молоком насыщала она, чтоб река молока в Ирии протекала от Коровы в сметанное озеро. Создано то сметанное озеро, чтоб от скверны различной и нечисти очищать весь мир, всю Вселенную, чтоб питать ее Соками чистыми». (Молочные реки, кисельные берега). Молоко от Коровы течет по небу и звездами сверкает (Млечный путь, греческий образ).
Сварог по велению Рода сотворил растения, зверей, птиц и людей. Сварогу с Ладой-матушкой приснилось, что Щука плавает в океане чудесная, кто съест ее, тот забеременеет. Эта Щука - сам Род. Выловили - Лада-матушка съела. Земун остатки доела, а кости на Землю бросили. Втроем забеременели. От Щуки (Рода) Лада родила трех дочерей и сына - Лелю-Любовь, Живу весеннюю, Марену деву Смерти и Перуна Громовержец. Земун родила рогатого Велеса. А Земля - Ярилу.
ИСТОЧНИК