Вчера провели семейную культурную программу. Посетили несколько храмов Москвы. Решила поделиться с вами. Надеюсь, вам будет интересно.
Экскурсия по храмам Москвы
Сообщений 1 страница 10 из 10
Поделиться208-12-08 13:28:31
Первая остановка - Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — самый большой католический храм России. Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика Французского.
В 1894 году совет римско-католической церкви в Милютинском переулке обратился к московскому губернатору с просьбой разрешить строительство третьего католического храма. Разрешение было получено при условии строительства вдалеке от центра города и особо почитаемых православных храмов, без башен и наружных изваяний. Неоготический проект Ф. О. Богдановича-Дворжецкого, рассчитанный на 5000 молящихся, был утверждён, несмотря на несоблюдение последнего условия. Cчитается, что прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстере, а прообразом купола явился купол кафедрального собора в Милане. Основной объём храма был построен в 1901—1911 годах. Деньги на строительство были собраны польской общиной, численность которой в Москве в конце XIX века достигала 30 тысяч человек, и католиками других национальностей по всей России. Строительство храма обошлось в 300 тысяч рублей золотом, дополнительные суммы были собраны в 1911—1917 годах на отделку и приобретение церковных принадлежностей.
В 1938 году собор был закрыт, церковное имущество разграблено, а внутри было организовано общежитие. Во время войны собор пострадал от бомбардировок, были уничтожены несколько башенок и шпилей. В 1956 году в храме расположился НИИ «Мосспецпромпроект». Была произведена перепланировка здания, полностью изменившая интерьер храма. В 1976 году был разработан проект реставрации здания, где предполагалось разместить зал органной музыки, но этот проект так и не был реализован.
В 1990 году на ступенях собора прошла первая месса, постоянные богослужения стали проводиться с 1991 года. В 1996 году, после длительного скандального выселения НИИ «Мосспецпромпроект», храм был передан католической церкви. На протяжении нескольких лет в храме были проведены масштабные реставрационные и восстановительные работы и 12 декабря 1999 года Государственный секретарь Ватикана кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный кафедральный собор.
В марте 2002 года московский кафедральный собор принял участие в совместной молитве Розария с папой Иоанном Павлом II и католиками нескольких европейских городов, организованной посредством телемоста.
В 2005 году в соборе был установлен новый орган, подаренный лютеранским собором швейцарского города Базель.
Внутри фотографировать было нельзя, поэтому привожу фото из интернета
На территории Собора
Поделиться308-12-08 13:44:51
Напротив Этого Собора стоит жилой дом с памятной табличкой
В этом доме последние годы жизни провёл Владимир Высоцкий
Поделиться408-12-08 13:53:06
Вторая остановка - Московская соборная мечеть
За все годы существования мечети — ее двери ни разу не закрывались. Даже в самые трудные годы в истории мечети не было ни одной пятницы, прошедшей без богослужения. Соборная мечеть сыграла важную роль в истории мусульман не только Москвы, но и Советского Союза и России.
Возникновение Соборной мечети было связано с ростом численности татарского населения города. К началу XX века татары жили не только в Замоскворечье, но и на улицах Сретенке, Мясницкой, Трубной и т.д.
Начиная с 1894 года, мусульманская община неоднократно обращалась к московским властям с просьбой разрешить построить в городе вторую мечеть. Но неизменно получала отказ.
В 1902 году московский мещанин С. Бакиров и касимовский купец Х. Акбулатов подали заверенное Оренбургским магометанским духовным собранием прошение о передаче принадлежащих им земель на участке Мещанской части по Выползовому переулку "для постройки на этом участке второй магометанской мечети".
В декабре 1903 года московские власти во главе с генерал-губернатором Москвы великим князем Сергеем Александровичем проект одобрили. Финансирование строительства мечети полностью взял на себя купец Салех Юсупович Ерзин (после революции он потерял все, что нажил, но эмигрировать не захотел, поэтому работал сторожем в Театре им. Вахтангова на Арбате). В журнале "Зодчий" (№32 за 1904 г.) в разделе "информация" появилась справка: "Магометанская община в Москве приступила к сооружению второй мечети, приобретя за 35000 руб. участок земли. Проект выполнил архитектор Николай Алексеевич Жуков в Византийском стиле с хорами на 2000 молящихся". Сроки, за которые была воздвигнута мечеть, поразили всех — огромное здание Соборной мечети построили за пять месяцев. И 27 ноября 1904 года первый имам новой мечети Бадриддин хазрат Алимов обратился к властям с просьбой разрешить начать в мечети богослужение.
В годы репрессий — закрывались мечети, имамы подвергались гонениям, уничтожалась религиозная литература. Несколько имамов Соборной мечети тоже были репрессированы. Но это была одна из немногих мечетей страны, избежавших закрытия в годы Советской власти. Чем это можно объяснить? Несмотря на жесткую позицию по отношению к религии, коммунистическая партия и Советское государство учитывали, что мусульмане, глубоко преданные своей религии, составляют значительную часть населения страны. В первые годы революции игнорирование данного факта привело к резкому противостоянию мусульман Советской власти. Ставя на первое место политические интересы, власти пошли на значительные уступки мусульманам. Выражалось это не только в сохранении определенного количества мечетей (около 100 до 50-х гг. и около 300 по всей стране к концу 80-х гг.), в том числе и Московской Соборной. Например, если собственность других религиозных организаций была национализирована сразу после октябрьской революции, то принадлежавшие мусульманским организациям пахотные земли, торговые заведения, дороги и т.д. были ликвидированы только через десять лет. Позже особенности политики по отношению к исламу ярко проявились в существовании так называемых "незарегистрированных мусульманских объединений" — фактически мусульманских общин, формально не признанных органами власти. К тому же, Советская власть придавала большое значение сотрудничеству с мусульманскими государствами — мечеть посещали президент Египта Гамаль Абдель Насер, президент Индонезии Сукарно, лидер ливийской революции Муаммар Каддафи и др. Благодаря этим визитам прихожане мечети узнавали о жизни единоверцев в других странах и республиках, а для гостей само существование мусульманского храма в Москве служило свидетельством того, что, несмотря на репрессии и атеизм, ислам продолжает жить в душах людей.
Состав прихожан мечети в годы войны изменился — больше стало женщин, детей и стариков, а со временем появились инвалиды, вернувшиеся с фронтов. Несмотря на трудности, мусульмане находили возможность помогать другим. В общине проводился сбор одежды и продуктов для фронта, поддерживались семьи, кормильцы которых воевали или погибли.
Мусульмане Москвы особенно гордились своим заметным вкладом в строительство танковой колонны. За это мусульманам столицы была адресована правительственная телеграмма: "Благодарю за заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Примите мой привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин".
Одними из самых уважаемых служителей мечети являются имамы. Именно они разъясняют прихожанам суть учения ислама, рассказывают об обрядах и предписаниях, объясняют важность миссии — быть мусульманином.
Имамами были все пророки, несшие людям откровения, полученные от Аллаха. Соборная мечеть гордится своими имамами. Это Бадриддин Алимов, Сафа хазрат, Абдулвадуд Фаттахиддин (репрессирован), Абдулла Су-леймани (репрессирован), Муса хазрат, Халил Рахман, Камаретдин Салихов, Исмаил Муштарий, Ахмедзян Мустафин, Ризаэтдин Басыров. Имамы Анас хазрат Садретдинов, Раис хазрат Билялов, Ваис хазрат Бедретдинов и Мустафа Кютюкчю.
Московская Соборная мечеть на протяжении всей своей истории является не просто местом для совершения молитв, но и местом, связывающим мусульман почти на всей территории России. Российские мусульмане чувствовали и чувствуют понимание и поддержку мечети постоянно. Люди со своими проблемами и нуждами приезжали за помощью в Московскую Соборную мечеть из разных уголков страны. Они знали, что здесь их выслушают, помогут при решении религиозных и жизненных вопросов, а имамы, имеющие хорошую богословскую подготовку, дадут добрые советы.
С 1991 года религиозные общины страны были признаны официально. По всей России стали восстанавливаться старые и строиться новые мечети. Для нормальной работы общин возникла необходимость создать организацию, которая бы решала их насущные проблемы, обеспечивала образованными имамами. Требовалось наладить международные связи, организовывать хадж, поддерживать на постоянной основе диалог с последователями других религий. Для решения всех этих задач было создано Духовное управление мусульман Центрально-Европейского региона России, позже преобразованное в Духовное управление мусульман Европейской части России с центром в Московской Соборной мечети, которому в этом году исполняется 10 лет. ДУМЕР, следуя одному из главных коранических принципов ("Держитесь за вервь Аллаха все и не разделяйтесь"), объединяет мусульманские общины и организации девятнадцати областей и двух республик, представляющих 22 субъекта России.
В 1996 году был создан Совет муфтиев России, как орган управления мусульманских духовных управлений. Совет муфтиев располагается также в стенах Московской Соборной мечети.
Сейчас ведётся реконструкция, поэтому не получилось сделать хорошего снимка. Приведу фото того, что должно получиться
То, что уже построено сейчас
Поделиться508-12-08 14:41:23
В мечеть есть несколько ходов. В один заходят мужчины, во второй женщины и люди другой веры. При входе всех просят всех разуться. Попадаем мы на второй этаж. Всё устелено ковриками. Нас встртил имам и рассказал о истории, их вере.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=k8ecqWT_msg[/youtube]
Поделиться608-12-08 14:45:20
Третья остановка - Церковь Евангельских христиан - баптистов
Московская центральная церковь ЕХБ является одной из старейших и самых крупных церквей евангельско-баптистского братства. В 1982 году она отметила столетие евангельского движения в Москве. В 1881-1882 годах книгоноши Степан Васильев и его друг Иван Бочаров начали проводить систематические евангельские чтения. В своей деятельности книгоноши столкнулись с тем, что люди считавшие себя христианами, на самом деле были совершенно незнакомы со Словом Божиим. Поэтому многие с сердечным трепетом слушали и читали Библию.
Церковь заслуженно стала центром духовной жизни всего братства ЕХБ, и верующие со всех уголков страны и всего земного шара, от рабочего до президента США, находили здесь гостеприимство и радушие сердец членов церкви. Начавшееся в стране духовное пробуждение отразилось и на жизни церкви. Многие вновь образовавшиеся поместные церкви в Москве и Московской области возглавили активные члены центральной церкви. Многие христианские миссии, работающие в Москве, находят работников среди членов Московской церкви для осуществления своих программ.
Поделиться708-12-08 15:02:19
Ну и последняя наша остановка - Московская хоральная синагога
Хорошей фотографии внешнего вида не получилось, поэтому фото из интернета
Синагога в России - это больше, чем просто собрание и даже больше, чем школа. Синагога в России - это еще и наглядная история еврейского народа в изгнании: история диаспоры, которая вот уже много веков пытается примириться с окружающей средой, история людей, стремящихся соединить в своем сердце две родины - родину, где они родились, где растут их дети и где находятся могилы их предков, и родину - как духовную традицию, которая сохранила народ-изгнанник как единый народ и не позволила ему раствориться среди многих других, кои вольно или невольно предоставили народу-изгнаннику убежище.
Московская Хоральная синагога в Большом Спасоглинищевском переулке - живой пример того, что значит синагога в России.
Своим появлением она обязана царю-реформатору Александру II и Московскому Еврейскому Обществу. Первому - потому что позволил евреям, прежде всего купцам 1-й гильдии жить и работать вне черты оседлости, в том числе и в столичных городах: реформы требовали денег. Потом милость государя была распространена и на евреев-ученых, ремесленников, выпускников университетов, когда уже не только деньги, но и руки, и мозги инородцев оказались востребованы Империей.
Территория в Спасоглинищевском переулке была выбрана Московской общиной не случайно. Неподалеку, в Глебовском подворье в Зарядье сложилось то, что в московском обиходе называлось "еврейским гетто": именно здесь всякими правдами и неправдами еще с тридцатых годов девятнадцатого века стали селиться евреи, чей бизнес уже не вписывался в узкие рамки оседлости. Однако, московские власти не позволяли открыть молельню в районе Китай-города, поэтому они и выбрали Спасоглинищевский переулок - до него от Зарядья можно было, соблюдая канон, дойти вечером в пятницу и в субботу пешком. Сначала здание для молельни арендовали там же, в Спасоглинищевском, в доходном доме, по специальному разрешению министра внутренних дел, потом заказали проект еврейского молельного дома архитектору Семену Эйбушитцу - австрийскому подданному, позднее принявшему российское гражданство.
В 1886 году все тот же Семен Эйбушитц разработал новый проект синагоги - и это было уже не скромное здание, напоминавшее больничку или приют - большая купольная базилика, с вмонтированным в купол щитом Давида - по примеру той, что была в Вене. На территории Российской Империи синагога с куполом была лишь в Варшаве, еще одна строилась в Санкт-Петербурге, чуть позже - уже в начале следующего века - появится и в Смоленске: Смоленская синагога имела самую счастливую судьбу - единственная из всех пережила погромы и сохранила свои купола.
Закладка Спасоглинищевского Еврейского молитвенного дома состоялась 28 мая 1887 года: в восточную стену здания была вмонтирована каменная капсула с закладной грамотой.
Однако, уже в следующем году, печально знаменитый своими черносотенными взглядами Обер-прокурор Синода Константин Победоносцев, имевший колоссальное влияние на слабого и сильно пьющего царя Александра III, подал жалобу министру внутренних дел: Победоносцев утверждал, что синагога, да еще и с куполом, оскорбляет чувства православных. У Победоносцева был свой план решения еврейского вопроса: "Одну треть следует уничтожить, одна треть - эмигрирует и одна треть ассимилируется": - такой план он предложил в 1891 году. Генерал-губернатор Москвы, князь Долгоруков пытался защитить уже почти отстроенную синагогу. Но что князь да губернатор против самого Обер-прокурора? Князя отставили от двора, а позже под благовидным предлогом (стар стал князь) отправили в отставку. Купол распорядились разобрать, мотивируя это тем, что проект молельного дома не прошел согласования с министерством внутренних дел, с фронтона убрали изображение скрижалей Моисея - обязательный элемент всех синагог того времени. Так начался процесс бесконечных перестроек синагоги, который, собственно, не закончился и по сей день.
Службы в синагоге тем не менее шла - подпольно. То есть ничего действительно "подпольного" во времена Третьего Охранного Отделения быть по определению не могло: власти как бы не замечали, что в здании по Большому Спасоглинищевскому с регулярным постоянством собираются люди в кипах и шляпах. Ничего не поделаешь: казна в России всегда была худая и требовала различных внебюджетных фондов и прочих иных форм вливаний.
Ну а спустя еще год в синагогу явился пристав, который принес предписание, запрещающее проведение служб в хоральной синагоге. Старый раввин Зелиг Минор написал прошение министру внутренних дел и новому генерал-губернатору Москвы Романову с просьбой не оставить евреев без возможности обращаться к Б-гу. Реакция была предопределена: раввина выслали из Москвы, запретив когда-либо покидать территорию черты оседлости, а Московскому еврейскому обществу повелели "синагогу продать или обратить в благотворительное заведение ", - гласило Высочайшее повеление от 23 сентября 1892 года.
В конце девятнадцатого века во всей Москве оставался лишь один еврейский молельный дом - частная молельня банкира Лазаря Соломоновича Полякова на Большой Бронной улице. Также как русская литература возникла и жила исключительно по недосмотру начальства, так и еврейская молитва звучала не только шепотом исключительно по причине другого греха российской власти - расточительного отношения к казенным деньгам.
Училище "Талмуд-Тора" закрыли в 1897 году, здание предписывалось полностью переделать: стоимость переделок оценивалась в колоссальные для тех времен деньги - 37 тысяч 560 рублей. За разрушением синагоги обещался следить лично обер-полицмейстер Москвы генерал Трепов. Потом были погромы конца века, и погромы века нового: из России уехало около миллиона евреев. Правительство Соединенных Штатов Америки прекратило с Россией торговые отношения.
А после первой русской революции появился апрельский манифест правительства о свободе вероисповеданий. Министр внутренних дел Петр Аркадьевич Столыпин обратился к царю Николаю Второму с ходатайством разрешить открытие московской хоральной синагоги. Знаменитый московский архитектор Роман Клейн был приглашен для восстановления интерьера молельного дома - она была закончена уже в следующем десятилетии и обошлась общине почти в двести тысяч рублей.
И тут грянула третья русская революция. 1 августа 1923 года ВЦИК Совета Народных Комиссаров постановил: "Находящуюся в Московской синагоге по Спасоглинищевскому переулку библиотеку передать Белорусскому государственному университету -", спустя три года часть владений синагоги передали "Текстильстрою", в 1960 - еще часть отдали под резервную шахту метрополитена.
И, тем не менее, Московская Хоральная синагога продолжала жить - то уходя в подполье, то возвращаясь из него. В семидесятые и восьмидесятые годы улица Архипова стала местом встречи отказников и слушателей подпольных иешив. В девяностые, на Великие праздники в синагогу стало не пробиться: вдруг оказалось, что в Москве, несмотря на десятилетия гонений и эмиграции, по-прежнему живет много евреев, для которых старая синагога в Спасоглинищевском стала действительно местом собрания. То есть - синагогой.
Но синагога в России - больше чем собрание и больше чем школа. В какой бы точке синусоиды не находился режим в России, она - символ и концентрация жизни еврейской диаспоры. Она - наша история и наша память. Наши совершенные ошибки и предостережение от ошибок в будущем.
В 2006 году будет праздноваться столетие Большой хоральной синагоги. Это не просто столетие здания или обычной синагоги. Это столетие истории взаимоотношенией евреев с Россией, это жизни вопреки - это столетие праздника мужества и стойкости еврейской общины России. Уже начались торжественные мероприятия празднования. В частности - Московская еврейская религиозная община провела в рамках 13-й научной конференции "Сефер" секцию посвященную столетию Московской хоральной синагоги. Ниже мы хотим представить вам список докладов и наиболее интересные из них.
Как и в мечете, мужчины у них молятся на первом этаже, а женщины-на втором. И нас, как экскурсионную группу отправили на второй этаж
Напротив сенагоги
Поделиться808-12-08 15:14:00
да красота .. сори я не могу выразить своих эммоция , по одной простой причине, что их нет у меня, потому как я ни как не отношусь ко всем этим храмам , и ко всяким вера ...
Поделиться908-12-08 15:23:47
Я тоже никак не отношусь. Но просто сперва религии проходили в школе, потом в колледже, затем в институте. Вот и стало интересно посмотреть что это такое. Как всё проходит у них.
Поделиться1010-01-09 12:35:29
вот мне бы такую экскурсию..... тем более я в будущем, короче, по профессии мне это пригодится